Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

    За последние 15-20 лет НЛП (нейролингвистическое программирование) в нашей стране уверенно завоевало популярность как средство повышения личной эффективности и коммуникативной компетентности в области обучения, спорта, управления, бизнеса, психотерапии и психокоррекции. Ясность моделей и техник, предлагаемых нейролингвистическим программированием, в сочетании с возможностью проверки их эффективности на практике сегодня вызывает большой интерес со стороны практиков.

В отличие от ряда других психологических направлений НЛП выросло не из терапевтической практики его основателей, а из их исследовательского интереса к мастерству выдающихся психотерапевтов. Создатели НЛП -  Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, - а также их ученики и последователи изучали успешное поведение профессионалов в самых разных сферах деятельности – психотерапевтов, бизнесменов, ораторов, учёных, выдающихся людей искусства, а также тех, кто достиг успеха, справившись с проблемами в своей собственной жизни (страхами, потерями, застарелыми конфликтами). Основу нейролингвистического программирования составляет моделирование – процесс исследования особенностей специалиста, существенных с точки зрения успешности выполняемой им деятельности, и их описания как стратегии, которой могут обучиться другие, существенно улучшив свои результаты. Другими словами, моделирование – это процесс передачи специфических способностей одного человека другому так, чтобы последний мог их практически использовать.

    Само название «нейролингвистическое программирование», которое было предложено лингвистом Дж.Гриндером и программистом (по первому образованию) Р.Бэндлером, можно расшифровать следующим образом.

    Термин «программирование» отражает тот факт, что в основе наших мыслей, чувств, действий и поступков лежат ментальные (мыслительные) программы, которые мы, чаще всего, не осознаём. «Программирование» - это метафора, пришедшая из области информатики и компьютерного программирования, которая указывает на возможность усовершенствования имеющихся у нас ментальных программ. Программирование – суть НЛП, понимаемая как обучение человека ментальным программам, позволяющим эффективно достигать целей, либо как коррекция сложившихся у него неэффективных программ деятельности. Программирование как обучение или переобучение может проводиться человеком как на уровне сознания, так и бессознательно, как самостоятельно, так и при помощи консультанта.

    Слова «нейро-» и «лингвистическое» указывают на форму существования и проявления наших ментальных программ, а также на психологические средства их коррекции и совершенствования: нейрология исследует механизмы формирования и струк­туру представлений человека о мире, способы его работы с информацией, поступающей из объективного и субъективного миров, ее фиксации, кодирования, хранения, преобразования и извлечения; лингвистический раздел НЛП изучает способность человека использовать речь и невербальный язык для организации собственного мышления и поведения, а также для воздействия на поведение и мышление другого человека.

    На сегодняшний день НЛП получило широкое применение в таких сферах деятельности, как коммуникация, обучение, искусство, творчество, терапия, бизнес, организационный и политический консалтинг – везде, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления и поведения.

    Отличительными особенностями НЛП по сравнению с другими практическими психологическими ориентациями и психотерапевтическими направлениями являются следующие: его эмпирическая природа, возможность сразу проверить на практике изучаемые закономерности и модели; возможность достичь быстрых и легких изменений; индивидуальный подход к каждому клиенту за счет изучения его собственных уникальных стратегий мышления, переживания и поведения; возможность применять техники для разрешения собственных проблем и для помощи своим близким. Кроме того, технологии НЛП позволяют не только разрешать проблемы, но и усовершенствовать поведение, которое является достаточно успешным, они дают возможность развивать творческие способности человека в процессе усвоения им стратегий выдающихся людей.

    Сегодня участниками даже сертификационных НЛП-программ могут стать не только психологи, но и все, кто интересуется повышением личной компетентности в самых разных областях своей жизни; тренинги нейролингвистического программирования посещают представители самых разных профессий – руководители, тренеры, юристы, консультанты, продавцы и т.д.

    В соответствие со стандартами международного НЛП-сообщества существует 3 уровня подготовки (ступени обучения) специалиста в области нейролингвистического программирования:

  • НЛП-Практик. Данная ступень включает в себя программу изучения и отработки навыков, моделей и техник, разработанных в нейролингвистическом программировании на уровне практического владения. Участники знакомятся с широким арсеналом накопленных в НЛП инструментов психологической диагностики, психокоррекции и развития личности, компетентность во владении которыми подтверждают в ходе итоговой сертификации. Программа тренинга включает в себя как разделы, посвященные самоменеджменту (управлению собственными целями, временем, состоянием, отношениями), так и психокоррекционные техники (освобождение от вредных привычек, страхов, неуверенности, психосоматических проблем, разрешение внутриличностных конфликтов);
  • НЛП-Мастер. На данной ступени специалист обучается технологии моделирования успешных стратегий и обучения им других. Участники тренинга НЛП-Мастер фактически сами становятся авторами новых техник, основанных на выявленных стратегиях мастерства и совладания с трудными ситуациями;
  • НЛП-Тренер. На данной ступени участники учатся применять имеющиеся у них знания и опыт использования НЛП в разработке собственного уникального тренерского стиля, позволяющего им профессионально обучать специалистов уровня НЛП-Практик, НЛП-Мастер и НЛП-Тренер.